Вид речи и предметное воплощение

Виды речи Монография Сергея ЛеонидовичаРубинштейна «Основы общей психологии», 1989г. Виды письменной и устной речизначительно меньше отличаются от друга, чем письменная речь отустной речи в целом. Речь — неотъемлемая частьсоциального бытия людей, необходимое условие существования человеческогообщества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности длясогласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи языку человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь — средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, нормповедения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того,чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение копределенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям ипоступкам. Речь — средство удовлетворения личных потребностей человека вобщении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своейприроде существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: ондолжен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искатьпонимания и т. В целом речь имеет основополагающее значение в становлениичеловеческой личности. Среди разного родачеловеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речеваядеятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимаетинформацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста передаче информации — этоговорение и написание; вид речи и предметное воплощение — в восприятии текста, заложенной в нем информации —это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов — сложный процесс, вкотором участвуют особые психологические и речевые механизмы. Важнейшим достижениемчеловека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, таки настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. По положениюкоммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное —дистантное Понятие контактногообщения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общениеимеет опору на ситуацию, жестово-мимические интонационные сигналы. Здесь всена виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест,фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова. К видам дистантногообщения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством ивременем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятсяна расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространствеобщение в письмах и вообще с помощью любого зафиксированного текста. По вид речи и предметное воплощение илиотсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное— опосредованное Понятие непосредственногообщения, связанного с контактным, очевидно — это обычный разговор, беседа,доклад и т. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор,и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации ипроизведений искусства. С точки зрения формысуществования языка различают общение устное — письменное Текст устный илиписьменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, вид речи и предметное воплощение спризнаками контактности и непосредственности, а письменное — с признакамидистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение болеесложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именноздесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные идеепричастные, вид речи и предметное воплощение однородных членов, структурный параллелизм. Письменныйтекст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического играмматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общениене вид речи и предметное воплощение переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменномутексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором. Виды речевойдеятельности их особенности. В вид речи и предметное воплощение различаютдва основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную диалогическую и монологическую и письменную. Диалог — это непосредственноеобщение двух и более человек. Диалогическая речь — эторечь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подаваяреплики, может помочь закончить мысль или переориентировать ее. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имееттематическую направленность. Монологическая речь —длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знанийодним человеком. Она также развивается в процессе вид речи и предметное воплощение, но характер общенияздесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое ижестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнениюс диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего,удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильноепостроение предложений. Монолог не терпитнеправильного построения фраз. Вид речи и предметное воплощение предъявляет ряд требований к темпу и звучаниюречи. Содержательная сторонамонолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается какязыковыми средствами умение употребить слово, словосочетание, синтаксическуюконструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящеготак инеязыковыми коммуникативными средствами интонацией, системой пауз,расчленением произношения какого-то слова или вид речи и предметное воплощение слов, выполняющим вустной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией. Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чемустная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речьпредполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменнаяречь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего,кроме самих слов, их вид речи и предметное воплощение и организующих предложение знаков препинания. Взаимодействие устнойи письменной речи. Известно, что междуустной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один итот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, чтона уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий междуразговорным и литературно-книжным списком слов не существует. Обе формы речи «связанытысячими переходов друг в друга» Бухаловский Эту органическую связь между устной иписьменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежиттакже и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устнуюречь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякаяпроизносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело втом, что устная речь может быть записана на бумагеа письменная —произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человеквоспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях былапервичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ейлексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслухписьменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи ееинтонационную окраску, ритм и т. Подлинная устная речьсоздается в момент говорения. Костомарова, устная речь —это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, котораявсегда имеет место в процессе говорения — в большей или меньшей степени. В наше время устная речь«не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения,но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность, или, как сейчасговорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительныхтемпов и ритмов XX в. Кроме того,устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться,консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» Костомаров Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в видутолько одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же делеесть и другая, тесно связанная с говорением сторона — слушание, восприятие,понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете наего смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколькоговорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколькосвободно он владеет именно устной речью. Различия устной иписьменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующейсопоставительной таблице: Устная речь Письменная речь Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе — более или менее конкретно вид речи и предметное воплощение будущего читателя. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. Не зависит от реакции адресата. Рассчитана на слуховое восприятие. Рассчитана на зрительное восприятие Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется. Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его. Для устной речи как дляречи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности — избыточностьи краткость высказывания лаконизмкоторые, на первый взгляд, могутпоказаться взаимоисключающими друг друга. Об этой особенности устной речи писал ещеАристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и тогоже в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях этиприемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны». Поскольку устной речисвойственна в большой или меньшей степени словесная импровизация, то — взависимости от вид речи и предметное воплощение обстоятельств вид речи и предметное воплощение устная речь может быть более или менеегладкой, плавной, вид речи и предметное воплощение или менее прерывистой. Все эти проявленияпрерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а такжезатруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражаютпоиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средствавыражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а поройактивизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной вид речи и предметное воплощение — явлениенеоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций вид речи и предметное воплощение отражатьсостояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и обопределенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он незнает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражениимысли. Между формами языка и егостилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилейупотребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стилиреализуются преимущественно в определенной форме языка речи. Так, например,разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формой языка. В этом случае, вид речи и предметное воплощение указываетВ. Костомаров, особенности разговорного стиля особенно тесно переплетаются сособенностями устной формы речи. С другой стороны, существуют стили, которыефункционируют одинаково или почти одинаково как в устной, так и в письменнойформе речи. Это прежде всего относится к публицистическому стилю, в которомимеются особенности, идущие от обеих форм речи. Так, для ораторской речи,которая функционирует в устной форме, характерна сознательная установка насредства выражения например, вид речи и предметное воплощение употребление различных фигурчто типично длякнижных стилей письменной речи. В то жевремя в ораторской речи используются такие внеязыковые средства выражения, какжест и мимика, что вид речи и предметное воплощение с устной формой ораторской речи. Научный стиль также можетреализоваться в устной речи, например в докладе на научную тему, и в письменнойформе речи в научной статье. «Говорить, например, на научные темы даже в самойнепринужденной обстановке диалога нельзя, не переходя при этом на научный стильили в лучшем случае на смесь научного стиля с элементами разговорного» ЛаптеваО. Собственно, многиекнижные стили языка официально-деловой, научныйвозникшие в связи списьменностью и развивающиеся в письменной форме, сейчас функционируют и вустной форме. При этом, естественно, форма речи вид речи и предметное воплощение определенныйотпечаток на ее стиль. При устной форме функционирование книжных стилей вид речи и предметное воплощение нихлегче и естественнее проникают элементы разговорного стиля, они более «вольны»в синтаксических вид речи и предметное воплощение и т. Таким образом, хотя «стиль речи вид речи и предметное воплощение закрепленным за формой», не безразлично, осуществляется ливысказывание устно или письменно, так как в зависимости от этого возникаютразличные модификации одних и тех же «функционально-стилистических категорий». Развитие устной иписьменной речи у детей. Весьма существеннымприобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменнойречью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка,но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываютсяуже при обучении чтению, т. Чтение не являетсяпросто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Дляобучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих техническихнавыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтениевключает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительнуюоперацию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателяинтеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чемслушание. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гаммавыразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, вид речи и предметное воплощение как быинтерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтениинужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст,определив правильное вид речи и предметное воплощение входящих в данный текст слов, дать емусамостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строитьсвою речь. Очень важное значениеимеет и овладение письмом. Прежде всего некоторые трудности представляет дляребенка овладение техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться науровне письменной речи. Вид речи и предметное воплощение возникает вопрос: действительно ли письменнаяречь является простым переводом устной в письменные знаки? Германскийисследователь Бузерман обратил внимание на то, что ребенок, устный рассказкоторого отличается богатством вид речи и предметное воплощение живостью, совершенно иначе ведет себя, когдадолжен написать письмо. Он пишет: «Дорогой, бравый Франц, я пишу тебе письмо. Можно сказать, что письменная речь представляет большие затруднениядля школьника и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень непотому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу другихобстоятельств. Ряд исследователейпоказали, что письменная речь абстрактнее устной. Она абстрактна в томотношении, что это речь без интонации. Человек начинает понимать интонациюраньше, чем саму по себе речь. Ребенок в раннем детстве рассказывает опредметах, которые находятся перед глазами, и не может говорить, когда ониотсутствуют. Поэтому перейти от конкретных предметов к разговору о них для негопредставляет значительную трудность. Еще сложнее становится переход кписьменной речи, которая является в этом отношении более абстрактной. Письменная речьабстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Всякаяживая речь предполагает ситуацию, где я говорю, а вы меня слушаете или где выговорите, а я вас слушаю. Ребенок привык к диалогу, т. Говорить вне ситуацииразговора — большая степень отвлечения, так как надо вообразить себе слушателя,обратиться к человеку, которого сейчас здесь нет, представить, что он сейчасрядом. Это опять-таки требует от ребенка абстракции, которая еще мало развита. Очень интересно наблюдение, что по телефону дети раннего возраста вид речи и предметное воплощение хуже, чем в обычной ситуации. Не подлежит сомнению, чтои письменная речь ребенка часто обнаруживает, наряду с несомненным отставаниемв одних отношениях, известные преимущества по сравнению с его устной речью вдругих отношениях; она по большей части более планова, вид речи и предметное воплощение, продумана;будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менееполной. Психологическиеразличия в природе письменной и устной речи. В развитии речи реальнопроявляются и различия письменной и устной речи их общность; она сказываетсяи в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; онаопределяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит:вырабатывающиеся у него формы устной речи определяютна первых порах строениеего письменной речи. Но и в письменной речинеизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они невосполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания,письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменнаяречь с теми вид речи и предметное воплощение продуманности, логичности, связности, которые онапредъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи. Основным звеном развитияписьменной речи является развитие связной речи — умение отобразить в речи всесущественные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речиобразовало контекст, понятный для другого. Развитие связной — контекстной речисущественно зависит от развития письменной речи. Исследования письменнойречи школьников показывают, как лишь постепенно учащиеся средней школы начинаютсправляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного,понятного для читателя контекста. В связи с этим встают специфические задачи,которые должны быть разрешены во введении, затем другие — в изложении и,наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете техустановок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятногодля читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа,чтобы этими средствами овладеть. В подростковые июношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошейкультуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой,многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучениянаучным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится болееприспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряженииребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимосмыслового развития наличного словесного запаса в речь включается ряд новыхспециальных терминов — развивается техническая научная речь. Наряду с этим вречи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ееэмоционально-выразительные — лирические и риторические — моменты. Растетчувствительность к форме, к литературной подаче вид речи и предметное воплощение и написанного; болеечастым становится употребление метафорических выражений. Структура речи —особенно письменной — более или менее значительно усложняется, увеличиваетсяколичество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась попреимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; всвязи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой,начинают использоваться цитаты; в речи наблюдается некоторая цветистость; онапроявляется в результате известной диспропорции между интенсивностьюпереживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного ивсе же достаточно яркого выражения. В речи человека обычновыявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, какстепень и особенность общительности, которая лежит в основе многихклассификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательнообычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; втемпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном,ритмическом, вообще экспрессивном рисунке — его эмоциональность, а в еесодержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. Устная речь как средство и предмет обучения. Речевой этикет и культура общения.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Наталья Делигеозова

    13.12.2015

    При этом ритор отстаивает свою позицию средствами, этически одобряемыми аудиторией. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики, а монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. Параллельно демонстрируются методы исследования и понятия науки о культуре — культурологии.