Понятие этноцентризм ввел

Этноцентризм Проблема группы как формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. Применение этнорелятивизма к собственной идентичности. Рубрика: Вид: реферат Язык: русский Дата добавления: 20. Используйте форму, расположенную ниже. Название работы: E-mail не обязательно : Ваше имя или ник: Файл: Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны Подобные документы 1. Особенности и причины межнациональных конфликтов в России. Противоположные ориентации, идеология, различные формы экономического и социального неравенства. Этноцентризм как уверенность в правоте собственной культуры. Этноцентризм и межэтнические конфликты. Всеобщая любовь к чужому и ненависть к родному. Проблемы, возникающие на основании отношения культур друг к другу. Пути нейтрализации негативных последствий этноцентризма. Пути разрешения межнациональных конфликтов. Психологическая и понятие этноцентризм ввел общность. Что же такое коллективистские отношения? История исследования малых групп. Психология и поведение отдельного человека как личности. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы. Процесс установления контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Понятие, виды и функции общения. Роль восприятия в процессе общения. Выявление проблем и трудностей в коммуникативном процессе. История изучения больших групп в социальной психологии. Отличие больших групп от малых. Проблема соотношения характеристик группы и сознания отдельной личности. Психологические особенности этнических групп. Механизмы присоединения к социальному движению. Понятие общения в психологии. Человек как субъект общения. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов. Изучение разработанности проблемы взаимодействия людей в психологической литературе. Характеристика основных структурных компонентов общения и его основные функции. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия. Коммуникативная сторона общения, специфика обмена информацией и средства коммуникации. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Механизмы взаимопонимания в процессе общения и суть межличностной аттракции. Общение - способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей. Проблемы межличностного общения и взаимопонимания. Роль интуиции и эмпатии в понимании личностью другого человека. Характеристика эмпатии как феномена общения. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система понятие этноцентризм ввел, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа понятие этноцентризм ввел выступает понятие этноцентризм ввел определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи понятие этноцентризм ввел этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей понятие этноцентризм ввел и закономерностями жизнедеятельности. ГРУППА Группа - это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и понятие этноцентризм ввел. Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта понятие этноцентризм ввел предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Классификацию групп можно наглядно представить в виде схемы. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. И что ценно, в понятие этноцентризм ввел исследованиях малых групп соблюдается общепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения. Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже понятие этноцентризм ввел внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т. Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы или ее составструктура группы, групповые процессы, понятие этноцентризм ввел ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, понятие этноцентризм ввел группы может быть, понятие этноцентризм ввел свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или понятие этноцентризм ввел характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с понятие этноцентризм ввел реальных групп. Непосредственно общие качества группы: 1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы. ЭТНОЦЕНТРИЗМ С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов: · психологические особенности разных конкретных классов работников, селян, буржуазии и т. К элементам классовой психологии относятся: понятие этноцентризм ввел потребности, классовые интересы, социальные чувства т. Психологические особенности этнических групп имеют такие стороны: · наиболее стойкая часть - психический состав национальный характер, темперамент, традиции и обычаи ; · эмоциональная сфера национальные или этнические чувства. Этноцентризм - предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин "этноцентризм" ввел в 1906 Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, понятие этноцентризм ввел все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т. Существует даже мнение американского антрополога Лича, понятие этноцентризм ввел которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, понятие этноцентризм ввел не иметь иного функционального объяснения, кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было - правильный и самый лучший. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма: · восприятие элементов своей культуры норм, ролей и ценностей как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; · рассмотрение понятие этноцентризм ввел своей группы в качестве универсальных; · представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп. Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев понятие этноцентризм ввел об этноцентризме понятие этноцентризм ввел. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями "их" культуры. Однако встречается и более наивная форма абсолютного этноцентризма, когда его носители убеждены, что "их" традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм - негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих понятие этноцентризм ввел в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в понятие этноцентризм ввел манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой. Но возможно ли это? Анализ проблемы показывает, что этноцентризм - неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре. Более того, как и понятие этноцентризм ввел другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Например, при изучении русских старожилов в Азербайджане Лебедевой было выявлено, что уменьшение этноцентризма, проявившееся в более позитивном восприятии азербайджанцев, свидетельствовало о размывании единства этнической группы и приводило к увеличению выезда людей в Россию в поисках необходимого чувства "Мы". Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам понятие этноцентризм ввел может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы - плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы. В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла в трех странах восточной Африки этноцентризм был обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким. Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления - миролюбивой нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества. При межэтническом сравнении в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая - в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. Ряд исследований 1980-1990-х обнаружил у московских студентов достаточно явную тенденцию к сопоставлению "типичного американца" и "типичного россиянина". В стереотип американца вошли деловые предприимчивость, трудолюбие, добросовестность, компетентность и коммуникативные общительность, раскованность характеристики, а также основные черты "американизма" стремление к успеху, индивидуализм, высокая самооценка, прагматичность. У соотечественников москвичи, прежде всего, отметили позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение качеств, составляющих два стереотипа, показывает, понятие этноцентризм ввел они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и чужой групп вовсе не свидетельствует о полном отсутствии этноцентризма. В нашем случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей понятие этноцентризм ввел типичному ее представителю они приписывали высоко оцениваемые в понятие этноцентризм ввел культуре черты, американцу - качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части иерархии личностных черт как ценностей. Сравнение этнических групп в форме противопоставления. Этноцентризм понятие этноцентризм ввел всегда бывает благожелательным. Межэтническое сравнение может выражаться в форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по понятие этноцентризм ввел к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают себе понятие этноцентризм ввел позитивные качества, а "чужакам" - только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки - соперникам. Например, своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа - как агрессивная "империя зла", преследующая свои эгоистические интересы. Именно феномен зеркального отражения был обнаружен в период холодной войны в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга. Когда американский психолог Ури Бронфеннбреннер в 1960 посетил Советский Союз, он с удивлением услышал от своих собеседников те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Простые советские понятие этноцентризм ввел считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять. Похожий феномен неоднократно описывался и в дальнейшем, например при анализе сообщений в армянской и азербайджанской прессе по поводу конфликта в Нагорном Карабахе. Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык - при описании той же черты чужой группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, англичане понятие этноцентризм ввел их назойливыми и развязными. И наоборот - англичане понятие этноцентризм ввел, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, американцы называют англичан холодными снобами. Этноцентристская переоценка собственной культуры встречается у многих народов в разных регионах мира. Высокая оценка собственной культуры и принижение чужих культур основываются на том обстоятельстве, что многие народы и племена еще на раннем этапе своей истории обозначили себя как "людей", а все, что находилось за пределами их культуры, было обозначено как "нечеловеческое", "варварское". Такого рода убеждения встречаются у многих народов во всех регионах мира: у эскимосов Северной Америки, у африканского племени банту, у азиатской народности сан, в Южной Америке у народа мундуруку. Чувство превосходства было также ярко выражено в свое время и у европейских колонизаторов: большинство европейцев рассматривали неевропейских жителей колоний как социально, культурно и расово неполноценных, а свой собственный образ жизни, разумеется, как единственно верный. Если у туземцев были иные религиозные представления, они становились язычниками, если у них были свои сексуальные представления и табу, их называли безнравственными, если они не старались усердно работать, то считались ленивыми, если они не разделяли мнение колонизаторов, их называли тупыми. Понятие этноцентризм ввел собственные стандарты абсолютными, европейцы осуждали всякое отклонение от европейского образа жизни, не допуская при этом мысли о том, что туземцы могут иметь собственные стандарты. Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы. На степень выраженности этноцентризма более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальные факторы - социальная структура, понятие этноцентризм ввел характер межэтнических отношений. Представители групп меньшинства - небольших по размеру и ниже других по статусу - более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к "малым нациям". При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и понятие этноцентризм ввел хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности - становится дисфункциональным для индивида и социума. При понятие этноцентризм ввел этноцентризме, понятие этноцентризм ввел получил наименование воинственного, или негибкого, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для понятие этноцентризм ввел роста индивида, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине, а ребенку, как не без сарказма писал американский психолог Эриксон: "внушают убеждение, что именно его "вид" входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правильной разновидности человечества под предводительством избранной элиты и вождей". Например, жителей Китая в древности воспитывали в убеждении, что именно их родина - "пуп Земли" и сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Этноцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для советской идеологии: даже маленькие дети в СССР знали, что "начинается Земля, как известно, от Кремля". Делегитимизация как крайняя степень этноцентризма. Воинственный этноцентризм используется в доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации - рассмотрении группы или групп понятие этноцентризм ввел качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности понятие этноцентризм ввел норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию различия во внешности, а также в нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Понятие этноцентризм ввел целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами, представляют ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию "нелюдей" и позволяет не чувствовать себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными людьми: издеваться, превращать в рабов или даже убивать. Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны - это отношение первых европейских понятие этноцентризм ввел к коренным жителям Америки и отношение к "неарийским" народам в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, понятие этноцентризм ввел евреи, цыгане и другие меньшинства - не имеющие права на жизнь "недочеловеки". Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации. Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами понятие этноцентризм ввел других культур. Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий и три этнорелятивистских признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т. Отрицание межкультурных различий характерно для людей, не имеющих опыта общения с представителями других культур. Различия между культурами ими не осознаются, собственная картина мира рассматривается как универсальная это случай абсолютного, но не воинственного этноцентризма. На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие - как "неправильные". Этот этап может проявиться в воинственном этноцентризме и сопровождаться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества. Минимизация межкультурных различий означает, что индивиды их признают и не оценивают негативно, но определяют как незначительное. Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто понятие этноцентризм ввел межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом понятие этноцентризм ввел. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности. Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну понятие этноцентризм ввел. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется бикультурная идентичность. Индивида на этом - высшем - этапе личностного роста, практически преодолевшего этноцентризм, можно определить как человека-посредника между культурами. ВЫВОД Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения. В психологии и педагогике традиционно выделяют следующие признаки групп: · способность членов группы включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности · осознание участниками своей принадлежности к конкретной социальной группе; · установление определённых отношений между членами группы; · внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. Рассмотренные понятие, структура и условия формирования группы раскрывают лишь общие теоретические подходы к проблеме. Одним из феноменов психологии групп можно назвать этноцентризм. Этноцентризм - психологическое явление, которое означающее склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, которые рассматриваются как эталон, то есть при ее постоянном преобладании. Несмотря на то, что об этноцентризме часто говорят в негативном ключе, а не как о неизбежном следствии приобщения к культуре и социализации, нужно знать, что этноцентризм - понятие этноцентризм ввел нормальная часть повседневного психологического функционирования. Однако определенная степень этноцентризма неотъемлема от социального порядка и согласия. Без подобных имплицитных позитивных оценок собственной культуры не было бы оснований для того, чтобы соблюдать нормы поведения и законы общества или работать совместно с другими людьми в повседневной жизни. Тем самым, этноцентризм играет важную роль и функцию, помогая объединению общества и культуры. Более серьезный вопрос касается того, как мы можем более гибко использовать свой этноцентризм. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лебедева СПб, "Питер", 1997 Лич К использованию структурного анализа в социальной антропологии.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Алексей Пастухов

    15.10.2015

    Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе.