Основными методами в психологии являются

СОДЕРЖАНИЕ В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов приемов использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 4 группы: — организационные методы; — эмпирические способы добывания научных данных; — приемы обработки данных; Основными методами психологического исследования являются наблюдение, беседа, эксперимент. Предметом наблюдения в психологии служат не сами субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и поведении человека, в его речи и деятельности. Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о тех или иных психических процессах. При проведении психологических исследований часто бывает необходимо собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых, их убеждения, интересы, стремления, отношения к коллективу, понимание своих обязанностей. Правильное применение метода беседы предполагает: 1 личный контакт исследователя с исследуемыми; 2 тщательно продуманный план беседы, 3 умение пользоваться не прямыми вопросами, а косвенными путями для получения нужных материалов; 4 умение уточнять интересующие факты непосредственно во время беседы; 5 выяснение достоверности данных беседы с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц. Главными особенностями этого метода психологического исследования являются: 1 создание обстановки, позволяющей наблюдать изучаемое явление в его чистом виде; 2 повторение явления столько раз, сколько необходимо исследователю; 3 закономерное изменение основными методами в психологии являются, при которых протекает изучаемое явление; 4 применение в большинстве случаев специальной точной измерительной аппаратуры. Эксперимент занимает большое место в психологических исследованиях, основными методами в психологии являются позволяет объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать или описать их качественные особенности. Основные методы Варианты основных методов Метод наблюдение Внешнее объективное наблюдение Внутреннее субъективное наблюдение Свободное наблюдение Стандартизированное наблюдение Наблюдение вне группы Наблюдение внутри группы Метод опрос Устный опрос Письменный опрос Свободный опрос беседа Стандартизированный опрос Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Социометрический тест Эксперимент Естественный эксперимент Лабораторный эксперимент Моделирование Математическое Логическое Основными методами в психологии являются Кибернетическое Как мы убедились, психологию можно считать наукой, поскольку она использует научные методы, чтобы описывать и объяснять поведение. Чаще всего используется описательные методы, с одной стороны, и экспериментальный метод - с другой. В течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответ на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Психология основными методами в психологии являются должна полностью основными методами в психологии являются от самонаблюдения, как это пытаются доказать психологи-бихевиористы. Они отрицают сознание и считают его непознаваемым и рассматривают науку только о поведении. Правильно понимаемое самонаблюдение в виде самоконтроля играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать что-то». Но самонаблюдение не дает ему ответы на вопросы: «Почему забыл? » Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений. Программа Вундта была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод. Как отмечал сам Вундт, основными методами в психологии являются допустить никакого различия между психологическими и естественно-научными методами». Однако единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт. Как он дан самому человеку. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Культура эксперимента, ее важность для научной дисциплины были усвоены Вундтом в годы его работы в лаборатории физика и физиолога г. Однако Вундт считал, что метод эксперимента применим только для исследования простейших психологических процессов, но не для изучения высших психологических явлений, связанных с языком и культурой, таких как память или научение. Для этих целей, по мнению Вундта, применимы лишь приемы исследования, принятые в социологии или антропологии. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии. Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредсказуемой зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов: 1 культурная принадлежность субъекта; 2 степень овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией; 3 соотнесением нескольких внутренних планов при совмещении основной деятельности и самонаблюдения; 4 установка испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем. Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, а другие - в школьных управлениях, в общественных, правительственных или частных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать о всех тех, кто преподает психологию в средних специальных учебных заведениях, институтах и университетах, иногда совмещая это с научно-исследовательской работой или с помощью обществу. На путях психологических исследований расставлено множество ловушек, очень часто толкающих к ошибочным исследованиям и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Перечислим некоторые из них. Эффект Плацебо - этот эффект обнаружен медиками и успешно практикуется в психологии. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предписываемого режима или поведения, лекарства, у них часто можно наблюдать желаемые эффекты. Эффект плацебо лишь частный случай эффекта Хоторна. Как показывают опросы, проведенные промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы. Для устранения эффекта Хоторна следует держать испытуемых в неведении относительно принятых гипотез и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. Склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся под научным или магическим ритуалом. Такой эффект хорошо известен астрологам, хиромантам, экстрасенсам, гадалкам. Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя. Американский психолог Розенталь 1966 назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в своей обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации непроизвольно действует так, что оно получает фактическое подтверждение. Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста, эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую основными методами в психологии являются и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из основными методами в психологии являются информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению основными методами в психологии являются естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые факторы. Теперь это мнение не может считаться верным во всех основными методами в психологии являются. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в основными методами в психологии являются психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная. А чаще всего забывая, что он является объектом исследования. Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он основными методами в психологии являются применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно «Случилось то-то. Что будете делать» или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя. Широкое применение в практической психологии находит формирующий обучающий или воспитывающий эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования и развития. Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее задуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или хватка за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняется эмоциональный фон и мотивы деятельности. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков. Наблюдение — это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение — это метод психологического исследования, рассчитанный на получение информации через органы чувств. На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения — сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, основными методами в психологии являются имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек. А несколько и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются методом обобщения независимых наблюдений. При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующим основными методами в психологии являются 1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек. Его лучше и глубже можно понять сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематическим. Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической работе современного руководителя. Наблюдение может быть непосредственным и опосредствованным. Этот вид личностных тестов объединяется по признаку слабой структурированности предлагаемой испытуемому задачи. При этом предполагается, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый проецирует свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты. Для того, чтобы не ограничивать активность испытуемого, процедура тестирования минимально регламентирована. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Как правило, внимание акцентируется на общей картине личности, а не на отдельных ее свойствах. Одной из самых известных методик этого вида является Основными методами в психологии являются чернильных пятен Роршаха. Используемый преимущественно в клинике, он состоит из 10 карточек с двухсторонне симметричными пятнами. Как черно-белыми, так и цветными. Испытуемого просят рассказать, что он видит на каждой из карточек. Кроме ответов испытуемого при тестировании фиксируются время, эмоциональные проявления. Положение, в основными методами в психологии являются испытуемый держит карточку. Формальная обработка результатов тестирования заключается в классификации ответов по содержанию. Выделяются такие категории, как фигуры человека основными методами в психологии являются животных, неодушевленные предметы, географические карты, растения, пятна крови и т. Для исследовательских целей интерес могут представлять такие показатели, как разнообразие, популярность или уникальность ответов, а также некоторые другие. Другая популярная проективная методика — Тематический апперцепционный тест ТАТ. Характеризуется большей структурированностью стимульного материала. Этот тест включает в себя 19 черно-белых основными методами в психологии являются картинок неопределенного содержания и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказ по каждой картинке, объяснив, что предшествовало изображенному событию, что чувствуют и думают изображенные люди и чем все кончится. При предъявлении пустой карточки предлагается представить, что и на ней изображена какая-то картинка, описать ее и составить рассказ по той же схеме. Процедура регистрации интерпретации ответов сходна с используемой в тесте Роршаха. Этот вид тестов личности относятся к измерительным методикам типа «карандаш-бумага», что позволяет их использовать при групповом обследовании. Личностные опросники представляют собой серии стандартных вербальных стимулов — вопросов и утверждений, ответы на которые рассматриваются как поведенческие реакции человека. Классическим примером личностного опросника является миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI. Он содержит 550 утверждений с вариантами ответов «верно», «неверно», «не могу сказать» и дает показатели по следующим 10 основным диагностическим шкалам например, шкала иппохондрии, депрессии, истерии, социальной интроверсии и т. При создании этого опросника 8 из 10 шкал были разработаны эмпирически, с использованием критериальной оценки утверждений — их значения существенно различались в группах больных и нормальных испытуемых. Отличительной особенностью MMPI является наличие в его структуре трех контрольных шкал — лжи, надежности и коррекции. Эти шкалы позволяют оценить степень небрежности, непонимания и симуляции при выполнении теста. Шкала лжи основана на утверждениях, побуждающих испытуемого представить себя в благоприятном свете в ущерб правдивости ответа. Шкала надежности состоит из утверждений, на которые большинство людей отвечают одинаковым образом. Причинами основными методами в психологии являются показателей по этой шкале могут быть ошибки при обработке результатов. Небрежность при ответах, выраженная эксцентричность или преднамеренная симуляция. Шкала коррекции позволяет определить отношение испытуемого к ситуации тестирования, Высокие показатели могут означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку приукрасить себя. Низкие показатели свидетельствуют о повышенной честности или самокритичности, либо о попытке показать себя в невыгодном свете. Метод групповой оценки личности — это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения. С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов: 1 прямого оценивания, 2 ранжирования качеств, 3 попарного сравнения качеств. Содержание оцениваемых основными методами в психологии являются определяется целями исследования. А их число варьирует у разных исследователей от 20 до 80. Адекватность основными методами в психологии являются качеств с помощью групповой оценки личности зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т. Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях. Они позволяют количественно измерять направленность интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов. В отличие от опросов шкалы установок измеряют одномерную изучаемую переменную, а не распределение мнений. Однако одной из сложностей использования шкал является необходимость предварительного определения специальной процедуры их построения. Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Методы психологических исследований направлены на изучение психических явлений в развитии изменении. При этом изучаются развитие изменение психики в основными методами в психологии являются человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды. Каждый из аспектов изучения психики опирается на свои частные методы. Крайне важно, основными методами в психологии являются тот или иной аспект был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Основными методами психологии, как и большинства наук являются наблюдение и эксперимент. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Валидность, основными методами в психологии являются, Барнума эффект, плацебо, интервью, анкетирование, наблюдение, интроспекция, эксперимент. ГЛОССАРИЙ Валидность - один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Плацебо — от лат. Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Эксперимент — один из основных наряду с наблюдением методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством. Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Методы психологии их надёжность. Психологические тесты их возможности. Основные основными методами в психологии являются практической психологии. Значение психологических знаний в развитии народного хозяйства. Психологические тесты их возможности. Тесты для определения умственного уровня личности.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Владимир Шинкаренко

    19.10.2015

    На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах.