Основы обучения движениям

Структура процесса обучения двигательным действиям. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление основы обучения движениям. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. Создать двигательные представления по основным опорным точкам элементам действия путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На основы обучения движениям этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу­чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не­обходимо предупредить травмирование. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повы­шенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это впол­не нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, основы обучения движениям. При первоначальных попытках очень важно свое­временно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения. При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствова­нию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой основы обучения движениям лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать дви­жения. На этапе начального разучивания наиболее типичны т. Причинами ошибок могут быть: — недостаточно ясное представ­ление о двигательной задаче; — неправильное выполнение предыду­щих действий; — слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей; — состояние утомления; — влияние конкурирую­щих навыков; — недостаточность двигательного опыта занимающегося; — неблагоприятные условия выполнение действий плохой инвентарь или оборудование, метеоусловия ; — психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность, повы­шенная возбудимость занимающихся и др. Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправления. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее, чтобы они не автоматизировались. Наиболее распространенные правила исправления ошибок: 1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последующим анализом его вместе с преподавателем. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу техники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям обучаемого в данный момент. Не основы обучения движениям показывать ошибки в утрированном виде. Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следующие общие правила: — число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке; — повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий; — интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки готовность как физическую, так и психическую ; — продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно и даже вредно; — обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале основной части занятия. Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1 степени основы обучения движениям техники изуча­емого действия; 2 уровня подготовленности занимающихся; 3 их индивидуальных особенностей; 4 возможности основы обучения движениям положительный эффект переноса навыков. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене. Данные задачи могут решаться одновременно. Ведущее значение приобретает основы обучения движениям целостного упражнения. В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ непосредственный и опосредованный основы обучения движениям, направленного прочувствование двигательного дей­ствия, срочной основы обучения движениям, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения. Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естественным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь. Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый момент двигательного акта и последовательному опережающему движения переключению внимания на очередные «опорные точки». Используются методический приём: выполнение действия основы обучения движениям усложненных условиях сенсорного самоконтроля ограничивается или полностью отключается зрительный самоконтроль. Регламентация нагрузки: В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Основы обучения движениям критерий дозирования нагрузки — отсутствие ошибок. В рамках основы обучения движениям занятия обучение на основы обучения движениям этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Основы обучения движениям — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники. Добиться выполнения двигательного основы обучения движениям в соответствии с требованиями его практического использования максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от основы обучения движениям практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны. Основы обучения движениям этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости основы обучения движениям, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др. Вариативность действия достигается основы обучения движениям многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходить: а при усложнении внешних условий условия опоры, ограничение пространства, неблагоприятные метеоусловия ; а при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся при утомлении, отвлечении внимания, волнения и. Условия выполнения действия усложняется вначале основы обучения движениям. Данный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих максимальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной тренировке.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Мария Смирнова

    14.11.2015

    Информация на сайте несет ознакомительный характер и не является пособием для самолечения. Список использованной литературы Коробейников Н. Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправления.