Методики преподавания в школе

ВВЕДЕНИЕ Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в классических университетах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки. Курс методики преподавания в школе преподавания русского языка» МПРЯ входит в блок цикл психолого-педагогических дисциплин, освоение которых обеспечивает право присвоения выпускникам, завершившим подготовку по специальности 021700 - Филология специализация 021701 — Русский язык и литератураа также по направлению 520300 — Филология магистратура, программа 520308 — Русский языкдополнительной квалификации «Преподаватель». В «Обязательном минимуме содержания программы профессиональной подготовки преподавателя» данная предметная область характеризуется следующим образом: Методика преподавания предмета : основы дидактики предмета ; содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к методики преподавания в школе основных тем школьного курса предметов ; межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и методики преподавания в школе творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения, методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности методики преподавания в школе, разработка планов и конспектов занятий. Цель курса МПРЯ — во-первых, обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности; во-вторых, подготовить студентов к успешному прохождению активной педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях учреждениях — школах, гимназиях, лицеях, методики преподавания в школе — как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков. Задачи данной дисциплины: - сформировать понимание методики русского языка как прикладной науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий; - представить в методики преподавания в школе виде основные достижения идеи в области МПРЯ лучших ученых-методистов XIXв. Методические рекомендации включают: 1. Рабочую программу курса 2. Планирование работы по изучению курса и формы отчетности 4. Тематическое планирование методики преподавания в школе, практических, лабораторных и семинарских занятий 5. Планы практических, лабораторных и семинарских занятий 6. Вопросы к зачету и примерные вопросы к государственному экзамену 7. Приложения: 1е Контрольная работа для студентов ОЗО и указания к ее выполнению 2е Рекомендации к анализу уроков 3е Темы и рекомендации к перспективному тематическому планированию учебного материала по русскому языку 4е Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов 5е Темы рефератов 6е Темы курсовых работ Сокращения, принятые в методических рекомендациях: РЯШ — Русский язык в школе. Научно-методический журнал Министерства образования РФ РС — Русская словесность. Научно-теоретический журнал Министерства образования РФ РЯЛ Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. Научно-методический журнал РЯ — Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» УГ — Учительская газета ПС — Первое сентября. Еженедельная газета РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» 1. Общие вопросы методики преподавания русского языка в школе Методика преподавания русского языка МПРЯ как прикладная наука и учебная дисциплина. Методики преподавания в школе как часть лингводидактики. Объект и предмет МПРЯ, ее задачи: определение целей и задач, содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства обучения и контроля. Цель, задачи и структура вузовского курса МПРЯ. Содержание профессионально-методической подготовки будущего преподавателя русского языка средних учебных заведений. Характеристика важнейших учебных пособий по курсу. Методы исследования МПРЯ: анализ литературы, метод наблюдения, анкетирование и тестирование учащихся, анализ документации, методический эксперимент, статистические методы, обобщение опыта передовых учителей, изучение методического наследия и др. Методика и ее базисные науки. Философия как методологическая основа методики. Связь МПРЯ с лингвистикой. Зависимость содержания обучения от уровня развития лингвистики. Отражение в методике обучения языку и его изучения разграничения лингвистических дисциплин: 1 изучающих языковую систему по языковым ярусам уровнямпо хронологическому принципу история языка и современный русский язык ; 2 изучающих употребление языка, его функционирование культура речи, стилистика, риторика, лингвистика текста и др. Вопрос о целесообразности освещения в средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий, представленных методики преподавания в школе школами. Требование соответствия изучаемых в школе сведений в языке и речи положениями современной филологической науки. Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в практике преподавания русского языка общедидактических принципов принципы научности, преемственности и перспективности, доступности, прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей и др. Методическое наследие прошлого методики преподавания в школе богатый источник идей, фактического материала, методов и приемов преподавания. Крупнейшие ученые-методисты прошлого: Буслаев 1818-1897И. Срезневский 1812-1880К. Ушинский 1824-1870А. Буслаева «О преподавании отечественного языка» 1844 как методики преподавания в школе методики русского языка. Вклад выдающихся отечественных лингвистов Бодуэн де Куртене, Основные направления в методике преподавания русского языка: методика преподавания русского родного языка в начальной и полной средней школеметодика преподавания русского языка как неродного включая национальные школыметодика преподавания русского языка как иностранного РКИ. Современная система среднего образования в России и совершенствование учебного процесса в школе. Начало реформирования средней школы 1988 г. Многообразие современных средних общеобразовательных учебных заведений. Средние общеобразовательные школы, школы классы с углубленным изучением предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического блоков. Альтернативные общеобразовательные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи повышенного и профессионально ориентированного уровня обучения, их специфика. Особенности преподавания русского языка в указанных общеобразовательных учебных заведениях. Условия обучения ему в вечерних школах и в средних специальных учебных заведениях ПТУ, техникумах и др. Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические технологии. Интерактивное обучение классы компенсирующего обучения. Вклад учителей-новаторов в совершенствование методики преподавания в школе обучения: Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях, его состав и структура. Введение русского языка как учебного предмета в школу 1786г. Содержание курса русского языка к началу XX века в оценке участников I 1903г. Ведущее место русского языка в образовательной области «Филология» современного Базисного учебного плана БУПего познавательная практическая и воспитательная ценность в интеллектуальном, духовном и речевом развитии учащихся. Цели и задачи обучения русскому языку. Государственный образовательный стандарт ГОС начального общего, основного общего и среднего полного образования. Образовательная область «язык и литература Филология ». Состав современного школьного курса русского языка как система лингвистических понятий разных языковых методики преподавания в школе, орфографических и пунктуационных правил, речевых умений, отражающих состояние развития науки о языке, и языковые речевые потребности общества. Структура распределение материала по классам курса русского методики преподавания в школе. Обязательный минимум содержания образовательных программ основного и среднего полного общего образования по русскому языку как основа современных программ по русскому языку. Содержательные и структурные различия курса русского языка в учебных заведениях различных типов. Виды знаний, умений и навыков по русскому языку, критерии и принципы их отбора. Система определений и правил. Единые требования к речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Основные тенденции, определяющие методики преподавания в школе состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях: а расширение объема предмета «русский язык» и соответственно объема содержания учебного материала как за счет сближения школьного и научного вузовского курсов, так и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; б расширение временных рамок по количеству часов, по годам обучения изучения предмета «русский методики преподавания в школе, а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать идею дополнительной углубленной при необходимости непрерывной 8 лингвистической подготовки; в усиление принципа интегративности, межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в образовательном процессе курс «Русская словесность» и др. Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе. Типологическая классификация программ по русскому языку: а по месту, отводимому предмету в учебном плане; методики преподавания в школе в зависимости от типа вида, профиля учебного заведения класса и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ расположения учебного материала в них : концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный перемежающийсяблочный модульныйспиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам. Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи нормализаторский аспект ; лингвистический компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию методики преподавания в школе ученых-лингвистах; коммуникативной речевой компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене. Особенности действующих программ по русскому языку основному курсу для 5-9 классов: 1 программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам сост. Крючков ; 2 программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а под ред. Бабайцевой; б под ред. Леканта; 3 программы по русскому языку для 5-9, 5-11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а по учебнику под ред. Панова; б по новому учебному комплексу для 5-11 классов под ред. Особенности действующих программ по русскому языку для 10-11 классов: а составитель Власенков; б составитель Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V- IX классов: а составители: Гостева; б составители: Урок как основная форма учебных занятий. Типы уроков по русскому языку в зависимости от их целей и содержания. Урок изучения нового материала усвоения новых знанийурок закрепления изученного ЗУНовуроки выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля проверки ЗУНов. Специфика комбинированного урока, включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль ЗУНов. Место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Нетрадиционные нестандартные уроки: урок-лекция, урока- практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар, урок-игра деловая, ролеваяурок-зачет и др. Основные структурные элементы урока макро- и микроструктура и связь между ними. Опрос учащихся на уроках русского языка, его задачи, функции, место. Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы работа по карточкам. Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и письменных работ по русскому языку. Домашние задания, их виды, способы дифференциации, индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка. Разнообразие форм проверки домашних заданий. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках русского языка. Формы работы на уроке: коллективная фронтальнаягрупповая, индивидуальная. Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на уроке их стимулирующая роль. Планирование работы по русскому языку. Цели, задачи и принципы планирования учебного материла. Виды рабочих планов учителя: годовые календарныетематические и поурочные планы-конспекты. Виды поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы- графики. Система уроков по одной теме. Учет принципов преемственности и перспективности в построении системы уроков. Постепенное наращивание трудностей дидактического материала. Повторение на уроках русского языка, его виды. Основные требования к современному уроку русского языка. Этапы и технология подготовки учителя к уроку. Принципы анализа урока, его виды поэлементный, системный и методики преподавания в школе. Значение владения самоанализом урока. Факультативные занятия как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся по русскому языку, средство осуществления дифференцированного, личностноориентированного обучения, развития интереса к изучению языка. Цели и задачи факультативных занятий. Разнообразие программ факультативных курсов. Пособия для учителей и учащихся по факультативным курсам учебные комплекты Виды занятий, методы используемые при проведении факультативов. Развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся, выработка у них навыков самостоятельной работы, обучение конспектированию и реферированию. Вопрос о специфике и соотношении факультативных курсов и обязательных занятий курсов по выбору элективахвыделяемых в действующем БУП и новом его проекте в виде школьного компонента. Внеклассная внеурочная работа по русскому языку как форма формирования интереса к предмету, ее значение и место в образовательном процессе. Принципы организации внеклассной работы: добровольность избирательность, доступность, практическая направленность, научная углубленность, занимательность и др. Содержание методики преподавания в школе работы: массовые, групповые, индивидуальные и коллективные «объединяющие» ; постоянно действующие и эпизодические. Виды внеклассных мероприятий по русскому языку: олимпиады, викторины, конкурсы, КВН, утренники и вечера, недели русского языка, ученические конференции, лингвистические экспедиции и экскурсии, устные журналы и др. Выпуск в классе занимательных материалов уголок русского языка, лингвистический методики преподавания в школе. Кружок как традиционная форма внеклассной работы. Методы работы на внеклассных занятиях. Пособия и методическая литература по внеклассной работе. Методы обучения русскому языку. Метод как категория методики обучения. Метод и методический прием. Существующие системы методов обучения их основания. Классификации методов, построение по разным основаниям: по дидактической цели методы обучения и методы контроля ; по источнику получения учащимися знаний слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ разборработа по учебнику учебному пособиюупражнения; по пути познания индукция и дедукция, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез ; по характеру работы методы устной и письменной работы. Методы теоретического, теоретико-практического и практического изучения языка Федоренко Классификация методов изучения на основе этапов обучения и учета методики преподавания в школе учебной деятельности учащегося: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний и выработки умений и навыков, методы учета и контроля ЗУНов. Путь от знаний к умениям и навыкам как основа репродуктивных методов обучения, путь от имеющихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Стефан Доманский

    20.12.2015

    Ломоносова, 22-29 июня 2015 г. Постепенное наращивание трудностей дидактического материала. Краних «Свободные вальдорфские школы», М.