Что может определять цель плана школьной библиотеки

Введение Школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваютсяв основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой информацией образовательный процесс. Поэтому что может определять цель плана школьной библиотеки контрольной работы очень актуальна, интересна и практически значима. Объект исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки. Предмет исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы. Цель исследования - определение значения школьной библиотеки в выполнении воспитательных функций современной школы. На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определялись концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек; анализировался педагогический потенциал школьной библиотеки на основе опыта практической деятельности. Исследования проводились с использованием социологических методов: анализ, определение, осмысление, обобщение. Работа строилась на трудах: В результате выяснилось, что педагогический потенциал школьной библиотеки достаточно высок для решения поставленных перед нею воспитательных задач при условии правильного его использования. Концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек 1. Как любая система, педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые выстраиваются в систему, если функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Посмотрим, в чем выражается включенность библиотеки в педагогическую систему школы. Сопоставление основных нормативных и правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и школьных что может определять цель плана школьной библиотеки, позволяет прийти к заключению об общем законодательном поле. В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база: · Международные документы: «Конвенция о правах ребенка» 1989составленная по аналогии со «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларация прав ребенка» 1959«Декларация о школьных библиотеках»; · Конституция Российский Федерации; · Законы РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации 1998«Об образовании» 1996«О библиотечном деле» 1994 ; · Государственные образовательные стандарты федерального и что может определять цель плана школьной библиотеки значения. Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы: · признают, что: государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти Российской Федерации; целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; · констатируют: единство культурного и образовательного пространства; приоритет области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; · трактуют: библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности; библиотеку как образовательное учреждение. Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок» т. В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение учебного процесса. В ГОСТах федерального и регионального уровней, в Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей. А именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Что может определять цель плана школьной библиотеки личность - цель, субъект, результат в главный что может определять цель плана школьной библиотеки педагогического процесса. Концептуальная основа создания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся, формирования ценностных ориентаций, а отсюда - поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса. Следует выделить, по меньшей мере, три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельности школьного библиотекаря. Какой будет каждая конкретная библиотека должны решать сами ее работники. Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической что может определять цель плана школьной библиотеки. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное. Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе. Примером групповой формы организации педагогического процесса является урок - библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество - суть повседневной работы библиотеки. Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо при: объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь необходимо владеть вербальными методами - рассказ, объяснение, беседа диалогконсультирование, работа с книгой; выработке учебных умений и навыков. Для этого используются упражнения, практические работы - показ техники пользования справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотеки, умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности. В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, что может определять цель плана школьной библиотеки и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь. Роль школьной библиотеки в создании условий реализации национально-регионального компонента ГОСТа заключается не только в профильном комплектовании фонда, развитии у учащихся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, что может определять цель плана школьной библиотеки с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении Рабочей программы педагога по реализации ГОСТа НРК в части программного и учебно-методического обеспечения реализации ГОСТа. Необходимо отметить, что взгляд на школьного библиотекаря как на пассивного поставщика информации ушел в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей библиотеки. Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности ; организаторских умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными ее технологическими циклами, включать детей в различные виды деятельности что может определять цель плана школьной библиотеки коммуникативных умение устанавливать контакты, общаться с администрацией, педагогами, детьми; тактичность, правильную речь и пр. И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, что может определять цель плана школьной библиотеки культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании. Все чаще рассматривают школьного библиотекаря как педагога и специалисты органов управления образованием. Что может определять цель плана школьной библиотеки тому - участие библиотекарей в педагогических чтениях, в проведении комплексной системы аттестации по единым правилам и требованиям, как для педагогов, так и для школьных библиотекарей. Издавна в деятельности библиотек ставились цели воспитания бережного отношения к книге, формирования информационно-библиотечной культуры а теперь, с возникновением медиаобразования, и медиакультуры. Плодотворно велось на базе библиотек эстетическое, экологическое, правовое воспитание. Школьные библиотекари могут внести свой вклад в реализацию не только этих задач воспитательного процесса. Для определения путей достижения этих целей стоит использовать большой практический опыт учителей. Так, каждый библиотекарь может применить методику самоинтервью, т. » и так по каждой цели. В случае, когда находятся конкретные действия, мероприятия, способствующие достижению данной цели, они включаются в план работы библиотеки, а также в общешкольный план. Если данная цель библиотечными формами и методами не может быть достигнута либо требует дополнительного осмысления и разработки, в текущие планы она не включается. Однако может быть предусмотрена перспективная разработка библиотечного сопровождения что может определять цель плана школьной библиотеки заинтересовавшей библиотекаря либо профильной для школы воспитательной цели. В качестве средств достижения используется весь арсенал библиотечных форм и методов: составление планов чтения и тематических картотек, выставки, беседы, обзоры, диспуты, устные журналы, конференции, литературные вечера и т. Воспитательные цели ярко прослеживаются в содержании и тематике мероприятий «Я и ценности моей жизни», «Я и смысл моей жизни», «Мое отношение к нравственным ценностям общества», «Размышления о жизненном опыте», «Мое отношение к книге и библиотеке» и др. Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку - как важный компонент педагогической системы образовательного учреждения. Педагогический потенциал школьной библиотеки: опыт работы. Весьма распространенной стала точка зрения, что школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность сейчас к ней относят лишь обучение учащихся традиционным библиотечно-библиографическим знаниям информационному самообслуживанию с применением компьютеров. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки в действующем «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» п. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваютсяв основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой информацией образовательный процесс. Вместе с тем многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, лишь частично реализуемый в работе по воспитанию информационной культуры. У них есть персонал, умеющий работать с учащимися; фонды, СБА, ориентированный на учебные потребности и самообразование, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения и другое. Роль школьной библиотеки может быть значительней в реализации таких прямых функций образования, как совершенствование речевой деятельности учащихся слушание, говорение, чтение, письменная речь ; помощь им в освоении возрастного пространства и в переходе от одного возраста к другому, в формировании гражданской грамотности, культуры речи, письма, способности критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и другое; школьные библиотеки как и другие могут осознанно участвовать в сохранении и развитии многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и в передаче этого наследия молодому поколению. Имея в фондах аудиовизуальные документы, школьная библиотека становится участником медиаобразования, развивая что может определять цель плана школьной библиотеки восприятие и мышление, воображение, творческие способности и т. Наиболее значительный опыт переориентации привычных методик на выполнение педагогических задач накоплен в Рее публике Саха Якутия. В проектах должностных инструкций библиотечных работников-педагогов, разработанных научно-методическим отделом ГНПБ им. Ушинского, предлагаются возможные направления педагогической деятельности школьных библиотек. Школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе. Несмотря на огромную работу в помощь образованию, библиотеки не упоминаются ни в каких юридических документах, касающихся образования. Когда идет речь о создании единого образовательного пространства, в расчет берутся только учебные заведения разного уровня, в том числе и дошкольные, но эту идею не связывают с состоянием и развитием библиотек как необходимого компонента полноценного образовательного процесса. Библиотекой разработана специальная программа, в соответствии с которой проводятся библиотечные уроки, помогающие осваивать методику работы с литературой информацией. Ребята исследуют научные проблемы и выступают на заседаниях общества с научными докладами, что позволяет им подготовиться к участию в проводимых в школе «Раевских чтениях». Лауреаты школьных чтений получают возможность участия в «Прохоровских чтениях» - традиционном мероприятии исторической тематики, которое проводится в областном центре. Авторы лучших материалов участвуют в республиканских чтениях «Шаг в будущее». Комплектование фондов является основной проблемой что может определять цель плана школьной библиотеки библиотек. Классической формой комплектования является библиотечный коллектор. Плюсы комплектования через коллектор что может определять цель плана школьной библиотеки работа по предварительным заказам тематических планов издательств; несколько снижены цены; централизованная доставка и финансирование; гарантированное бесплатное получение целевой серии «Школьная библиотека» и методических пособий Центра учебной книги и средств обучения Министерства образования. Но, к сожалению, такое комплектование имеет и определенные минусы: не обеспечивается приобретение остро необходимой методической и учебной литературы российских издательств; книжные магазины предлагают более широкий репертуар изданий; не позволяет обеспечить запросы, связанные с профилем учебного заведения в нашем случае - это литература по экономике и хореографии. К сегодняшнему дню книжный фонд начинает приближаться к оптимальному: 13287 экз. В условиях постоянного недофинансирования возрастает удельный вес нетрадиционных источников комплектования используются разнообразные возможности: от сотрудничества с общественными организациями до акции «Подари библиотеке книгу». Активно способствует пополнению фонда приобретение недостающих источников в том числе дефицитной справочной литературы взамен утерянных учебников. Очень выручают коллеги - школьные библиотекари. Без взаимовыручки, постоянной готовности помочь коллегам невозможно работать в нашей системе. Книгообмен происходит постоянно, можно назвать десятки примеров. Новые педагогические технологии, наличие инноваций в обучении принципиально изменяют что может определять цель плана школьной библиотеки читателей библиотек учебных заведений. Таким образом, расширяется спектр литературы, которую целесообразно иметь в школьных библиотеках. То, что не имело смысла включать в фонд еще 5-7 лет назад, сегодня становится необходимым. Анализ типичных запросов учащихся показывает, что определенная их часть может быть удовлетворена изданиями для средних специальных учебных заведений и даже вузов. Школьная библиотека имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта библиотека формирует читателя для всех иных библиотек, даже самого высокого ранга. Мы убедились, что нет больших и маленьких библиотек: существует Библиотека. Помощь в комплектовании более «слабому» что может определять цель плана школьной библиотеки библиотека - это вклад в будущее. Имеет смысл проанализировать возможности крупнейших библиотек по передаче неиспользованной части фонда. Таким образом, было бы целесообразно разработать долгосрочную программу помощи школьным библиотекам со стороны крупнейших отраслевых и вузовских библиотек, сделать обменно-резервные фонды более доступными для что может определять цель плана школьной библиотеки школ. Это изречение имеет непосредственное отношение к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школе создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов. Основными принципами работы с одаренными детьми являются следующие: сохранить одаренность детей для взрослой жизни; никогда не давать им ничего готового: будить фантазию ребенка, стремление его к творчеству. Среди мероприятий, ориентированных на пробуждение интереса к книге, был «конкурс Внимательных и Начитанных» для учащихся четвертого класса. В классе повесили вопросы конкурса. Не весь класс, но человек 25 ежедневно стали приходить в библиотеку, искать нужные им выставки, лихорадочно листали книги в поисках готовых ответов. Библиотекари терпеливо объясняли, как нужно пользоваться книгой, обращали что может определять цель плана школьной библиотеки на ее справочный аппарат, содержание: поиск становился более целенаправленным и организованным. Два тура конкурса завершились выставкой работ самые интересные зачитывалисьвыступлениями ребят, раздачей призов. Цель конкурса - получение навыков самостоятельной работы с книгой - была достигнута. Среди победителей - Эти же дети имеют очень высокий балл интеллектуального развития. Как вообще читают наши дети? Что читают помимо программной литературы? Кратко, двумя словами можно сказать: «Много читают! В день приходит не менее 80-90 человек, каждый берет в среднем 2 книги, но есть и берущие 3-5 книг. О содержании чтения говорит, например, тот факт, что всемирная энциклопедия дети что может определять цель плана школьной библиотеки ее еще «золотой» просто переходит из рук в руки: том только ставится на полку и тут же берется следующим читателем. Следует заметить, что эта энциклопедия на английском языке. В 5-7 классах читаемость начинает снижаться, что может определять цель плана школьной библиотеки, за счет наличия замечательных библиотек дома. Чтобы привлечь ребят к более регулярному посещению библиотеки, ее работники что может определять цель плана школьной библиотеки «Защиту читательского формуляра» в 5 «В» классе. Именно в этом классе учится Полина Что может определять цель плана школьной библиотеки, прочитавшая за прошлый учебный год более 40 книг. Была сделана выставка прочитанных Полиной книг, и она впечатлила даже саму девочку: на одном столе все не поместилось. А в результате ребята этого класса стали чаще приходить в библиотеку, некоторые читают именно те книги, что прочла Полина. Ей же, в свою очередь, книги рекомендуют библиотекари. Одаренная личность в своем развитии проходит разные этапы. Одним из таких этапов является столкновение с новым. Всеми доступными способами в том числе с помощью денег, полученных за сданную макулатуру приобретаем энциклопедическую литературу по искусству, всемирной истории, истории религии, культуры и прочую. Что может определять цель плана школьной библиотеки имеет возможность предложить новое не только в книгах, но и на других носителях информации. При поддержке администрации идет внедрение новых информационных технологий. Траты эти были не напрасны: от читателей нет отбоя, особенно после проведения специального библиотечного урока. CD-RОМы используют для поиска и подготовки информации к уроку как дети, так и педагоги. В фонде библиотеки почти что может определять цель плана школьной библиотеки книг по искусству, зато есть 2 компакт-диска. Теперь ситуация, когда нужно рассказать ребенку о картине, а он не знает, что на ней изображено, стала редкой. Читатели, самостоятельно или с преподавателем МХК, могут путешествовать по музеям Голландии, Британии, Франции, России Санкт-Петербургазнакомиться с историей возникновения музеев, находить материалы об известных художниках, изучать изобразительное искусство, живопись, скульптуру, архитектуру. Проблема одаренности волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. И задача библиотекарей - не погасить, помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажег учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в каждом ребенке, то очень важно относиться к каждому ребенку как к будущему гению! Поэтому работники библиотеки всегда рады своим читателям и готовы предоставить им всю необходимую информацию. Таким образом, Федеральная программа поддержки образования не может обойтись без поддержки школьной библиотеки как необходимого звена в обеспечении образовательного процесса и должна предусмотреть целевое финансирование библиотек для приобретения литературы в помощь учебным программам. Заключение Педагогическая система - сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога. Изменения системы общего образования активизировали инновационный потенциал школьных библиотек, их стремление расширить свои функции, шире включиться в образовательный процесс, стать полноправными членами педагогического коллектива, обеспечить включенность библиотеки в педагогическую систему школы. Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности. Что может определять цель плана школьной библиотеки основа создания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся, формирование ценностных ориентаций, а отсюда - поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса. Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности. Таким образом, многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе. Библиографический список литературы 1. Технология развивающего обучения: Учеб. Л Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. Школьная библиотека как компонент педагогической системы. Научная литература в школьной библиотеке. Развитие литературно-творческих способностей читателя - младшего школьника: Учеб. Не просто профессия, но призвание. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка: Автореф. Теги: Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы Контрольная работа Педагогика Просмотров: 25086 Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нужна авторская работа? Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат» с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Владимир Капцов

    27.10.2015

    Порядок пользования абонементом: а пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; в пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. Первое и самое главное — обзор должен быть интересным, живым.